Замороженные активы России: Возможна ли их конфискация?»

Тема о конфискации замороженных активов России в пользу Украины в последние недели обсуждается довольно активно и в СМИ разных стран, и на уровне глав государств и правительств.

На восстановление Украины потребуется около 500 млрд евро. Такую цифру сегодня назвал украинский премьер-министр Денис Шмыгаль на совместном заседании правительства Украины и Еврокомиссии.  По его словам, “восстановление может стать magnum opus для Европы — ключевой задачей на годы вперед”.

Шмыгаль считает, что замороженные российские активы могут стать одним из главных ресурсов для восстановления страны. Он призвал ЕС  “конфисковать эти активы”, отметив, что “такое решение будет полностью легитимным, и сейчас пора кристаллизовать соответствующую юридическую основу”. Также он призвал предприя ЕС инвестировать в восстановление Украины. 

24 февраля 2025 года президенты Франции и США Эммануэль Макрон и Дональд Трамп также обсуждали вопрос замороженных российских активов в виде денежных средств и ценных бумаг.

Президент Франции сказал, что конфисковать замороженные в западных странах российские активы невозможно, т.к. это запрещает международное право.

«Можно забрать дивиденды от замороженных активов, но невозможно забрать сами активы. Это противоречит международному праву, а мы хотим его соблюдать«, — сказал он.

Речь идет о примерно 258 млрд евро, из которых две трети находится в бельгийской Euroclear (туда входят одноименный депозитарий и Euroclear Bank).

По данным бельгийского издания De Tijd, из 258 млрд евро лишь 65 млрд связаны с санкционными банками, остальные являются замороженными транзакциями и активами третьих сторон — банков, западных компаний. Из них 55 млрд евро были заблокированы из-за санкций против Национального расчетного депозитария (НРД), входящего в группу Мосбиржи, который обеспечивает учет и хранение ценных бумаг. Еще 10 млрд евро связаны с активами санкционных российских банков. Это могут быть их или их клиентов деньги и активы.

Издание пишет, несмотря на то, что клиенты этих банков не находятся под санкциями, их средства тоже заблокированы. Например, крупнейший американский банк JPMorgan безуспешно пытался добиться разморозки 2,25 млрд евро. Хотя средства были связаны с операциями российского Центробанка, JPMorgan утверждал, что эти деньги являются его собственностью и не должны подпадать под санкции. 

Похожая ситуация сложилась и у ряда европейских банков, но они предпочитают не раскрывать эту информацию, чтобы избежать репутационных рисков.

JPMorgan – далеко не единственный пострадавший”, – заявил De Tijd Себастьян Гийом, глава отдела комплаенса бельгийского казначейства. По его словам, суммы, заблокированные у европейских банков, превышают 2,25 млрд евро. 

По данным издания, точный перечень владельцев замороженных средств остается неизвестным. Ни Euroclear, ни казначейство не имеют доступа к этой информации, поскольку банки и брокеры не раскрывают данные о своих клиентах. Лишь те, кто сам предоставляет финансовую документацию, могут рассчитывать на рассмотрение заявки на разморозку,.

Также в публикации отмечается, что произошедшая в Бельгии блокировка активов не имеет аналогов в истории санкционных режимов, отмечает газета. Депозитарий заблокировал активы превентивно, не дожидаясь санкций. Авторы De Tijd указывают, что в отличие от классической заморозки активов, такие транзакции практически невозможно разблокировать. Бельгийские власти могут сделать это только в исключительных случаях, если блокировка угрожает финансовой стабильности ЕС. Однако пока что налоговые поступления от работы с российскими активами приносят стране более 1 млрд евро в квартал.

Между тем, 21 февраля агентство Reuters сообщило, что российские власти якобы рассматривает возможность уступки замороженных активов Центробанка на восстановление Украины. При этом российская сторона  выдвинула условие, что часть этих средств пойдет территориям, которые Россия захватила у Украины. Являются ли эти слова фантазией источников агентства или действительно Кремль рассматривает эту возможность не представляется возможным. А пока Россия по прежнему бомбит Украину, убивая ее жителей и уничтожая жизни важную инфраструктуру.