На саммите НАТО в Вашингтоне, который пройдет в июле этого года, киберзащита станет одной из главных тем. Об этом заявил заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ на прошедшей 17 мая конференции в Гааге.
По его словам, после Вильнюсского саммита 2023 года страны НАТО предприняли шаги по разработке “модели зрелости” киберпространства, которая поможет более эффективно сосредоточить свои ресурсы. И сейчас “кибер” — это то, на чем союзники по НАТО должны сосредоточить особое внимание.
“Наши противники все чаще игнорируют международные нормы и используют против нас кибер- и гибридные операции”, — сказал Джоанэ, добавив, что “в киберпространстве нет мира”.
Опасная ситуация
NEWSROOM IN напоминает, что ситуация с кибератаками стала если не критической, то довольно опасной. В последние полгода сообщения об этом поступают почти каждую неделю из стран Евросоюза, а политики разного уровня стран НАТО с 2023 года постоянного говорят о том, что против их стран развернута гибридная война. Речь идет прежде всего о кибервойне. В частности, в конце прошлой недели стало известно о взломе баз Европола.
В 2022 году союзники по Альянсу приняли Стратегическую концепцию, которая обозначила киберпространство как сферу операций,
Почти сразу Россия и Китай начали обвинять Запад в “милитаризации” киберпространства. Но с начала войны в Украине именно западные страны чаще всего страдают от кибератак, за которыми, по словам спецслужб этих стран, стоят группировки из России и Китая.
Доктрина настойчивых действий
Специалисты по кибербезопасности доктор Тим Стивенс (Tim Stevens) и доктор Джо Бертон (Joe Burton) в своей статье по поводу принятой киберстратегии НАТО еще 2023 году писали, что Альянс традиционно имел мало доступа к стандартам, протоколам, нормам, законам и правилам киберпространства. Глобальное сообщество эту сферу всегда воспринимало как общее благо.
Также они отмечали, что в мирное время Альянс “не проводит кибернетических операций вне оборонительного пространства, а на стратегическую кибернетическую конкуренцию оказывают влияние действия государств-членов в индивидуальном порядке”.
Опираясь на американскую доктрину «настойчивых действий«, которую поддерживает Великобритания, специалисты говорили о принятии концепта влияния “на поведение противника” для того, что “формировать нормы “согласованной конкуренции” в киберпространстве, не ожидая, “пока дипломаты договорятся о глобальных положениях, регулирующих поведение государств, которые скорее всего останутся без внимания в любом случае”.
Видимо, американская доктрина станет основой для обновленного концепта поведения Альянса в сети. Теперь на уровне политических договоренностей в Вашингтоне.