
В европейских странах действуют бригады наемников, которые много лет избивают, калечат и запугивают азербайджанских критиков власти, бежавших из своей страны. Их называют «ремонтники». А управляет ими «прорабы» из спецслужб Азербайджана. Стоимость одного «ремонта» — 60 тысяч евро. Цель этих бригад проста: заткнуть критиков властей Азербайджана, чтобы они не портили в Европе имидж страны и ее руководителя.
Предисловие
В NEWSROOM IN эта история попала случайно. Одному из журналистов стало известно, что в Литовском миграционном центре в Пабраде находится гражданин Азербайджана Рамазан Яман. Он утверждал, что у него есть свидетельства, подтверждающие причастность азербайджанских спецслужб к многолетним избиениям и нападениям на своих граждан, живущих в Европе. По словам Ямана, он предоставил информацию литовским спецслужбам и попросил убежище в Литве, Но в итоге литовский суд постановил, что Рамазана Ямана нужно отправить на родину, против властей которой он дал показания в Швеции и Литве.
Первая группа журналистов-расследователей встретилась в Яманом в Пабраде. Его рассказ удивил журналистов и вначале вызвал сомнения в правдоподобности. Но зная о нескольких случаях жестоких нападений на азербайджанцев в ряде стран, а также изучив информацию, предоставленную Яманом, NEWSROOM IN решил расширить группу расследователей. Позже к ней подключились коллеги из других стран. Вот, что нам удалось установить.
Рамазан Яман — кто он?
Как и многие молодые люди в Азербайджане, после школы он пошел служить в армию. Попал в спецназ, отслужил, демобилизовался.
На гражданке он занялся бизнесом. Жил некоторое время в Москве, там у него был магазин электроники на Савеловском рынке. Затем переехал в Стамбул. В Турции Рамазан работал переводчиком: переводил документы для частных лиц и фирм, которые работали с мигрантами. В Стамбуле он жил в так называемых эмигрантских районах. Вид на жительство, обращение к различным турецким службам, в службу миграции и др. — он делал переводы документов с турецкого и русского языков для многих. По его словам, благодаря этой работе у него был большой круг знакомых.
Но его жизнь круто изменилась, когда в 2019 году спецслужбы Азербайджан предложили ему сотрудничать в сфере борьбы с международными террористами, которые могут угрожать безопасности его стране. «Пожалуйста посмотри случайно не знаешь этого человека…» — с таких невинных просьб начиналось это сотрудничество. (У нас есть одно свитедельство такой просьбы — прим. ред.).
Нам неизвестно, в каких спецоперациях принимал участие Яман в этот период. (У нас не было задачи и интереса копаться в этом сложном международном клубке взаимоотношений спецслужб разных стран). Но известно, что в 2021 году его судьбу попытались вновь круто изменить все те же спецслужбы Азербайджана. Ямана позвали войти в сеть «бригадиров», которые по заданию спецслужб Азербайджана, «ремонтировали» оппонирующих и критикующих власти этой страны журналистов, общественных деятелей и блогеров, бежавших в Европу и США.


Ⓘ «Ремонт« — это кодовое слово, под которым азербайджанские спецслужбы маскируют акции зазапугивания и избиения оппозиции. Слово «ремонт», а также выражения «сделать ремонт» использовались во время переписок между одним из кураторов бригады «ремонтников» из спецслужб Азербайджана с Рамазаном Яманом.
Дядя из Баку заказал ремонт
Когда Яман узнал, что ему предлагают, то по его словам, оказался от такого задания. В одном из разговоров с куратором он довольно эмоционально выражался по этому поводу. Он дает понять, что борьба с терроризмом — это достойное дело, в котором можно участвовать, а избиение оппонентов Алиева (Ильхам Алиев — президент Азербайлжана — прим. ред.) за критические высказывания, пусть иногда и оскорбительные — нет. (У журналистов есть запись этого разговора).
Но спустя некоторое время после того разговора азербайджанская полиция сообщила Яману, что против него заведено уголовное дело. Некий человек подал на Ямана заявление об избиении. Когда Рамазан начал требовать проведения справедливого полицейского расследования, то ему дали понять, что это своего рода месть за отказ выполнять «ремонт» оппозиции.
«У спецслужб есть только варианта: предложение и запугивание. Мне сделали то предложение, от которого нельзя отказаться», — говорит Рамазан.
В итоге он дал согласие ехать в Европу на «ремонтные работы». Сам Яман настаивает, что он поехал с намерением собрать как можно больше доказательств незаконных действий азербайджанских спецслужб в европейских странах. Также он настаивает на том, что не принимал участие в избиениях, и сам лично звонил с предупреждением ряду блогеров, которых азербайджанские спецслужбы хотели «отремонтировать». Информацию о них Яману передавал его куратор под кодовым именем «Дядя». Под этим именем, со слов Ямана, скрывается полковник азербайджанских спецслужб — Вугар Мухтаров (Vugar Muhtarov).
Бригады «ремонтников» действовали с размахом
Бригады «ремонтников» действовали с размахом: Германия, Швейцария, Швеция, Франция, Грузия, Бельгия. Кураторство и оплата черным налом шли из Азербайджана. Яман назвал лишь один эпизод, с которыми сталкивался сам: наличные деньги как аванс за одну из «ремонтных работ» ему привез человек (через Украину и Польшу) в Литву. Наблюдали за процессом передачи денег сотрудники азербайджанской дипмиссии в Литве. (Одного из них идентифицировали наши расследователи).
Также он собщил нам, что по его оценке, в Европе работает 3 группы от трёх разных структур: от Орхана Султанова (Orkhan Sultanov, начальник Службы внешней разведки Азербайджана), от Сокар (SOKAR, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики, компания упоминается в материалах расследования убийства журналиста Дафны Галиции из Мальты в 2017 году) и от Али Нагиева (Ali Nagiyev, начальник Службы Государственной Безопасности, СГБ).
За 1 «ремонт» платили до 60000 евро. «Деньги привозят из страны, где есть нал (наличные деньги — прим. ред.) на руках. В моём случае с Польши везли. Заказ состоит из того, кто сколько запросит, но CГБ Азербайджана акцент держит на цене до 60000 евро», — говорит Рамазан.


Схема формирования бригад наемников
По словам Ямана, схем было несколько: «через криминал, который подвластен правительству», «попытка вербовать того, кто в Турции нелегально проживает из-за проблем, связанных со вступлением бандгрупировок в Сирии», «попытка через посредников выходить на криминал Европы, акцент делается на боснийцах — курдах, курдах связанных с Турцией».
«Организует бригады человек, который имеет с такими людьми связи, или доверенный, у которого есть потенциал найти такие связи в Европе», — уточняет он.
Адрес места жительства и номер автомобиля жертвы дает куратор из СГБ Азербайджана. «Он же платит через своих людей, кто занимается чёрным налом», — говорит Рамазан..
На наш вопрос, связаны ли наемники с мафиями европейских стран, он ответил так: «Среди европейских мафиозников ищутся каналы, чтобы наладить это дело и чтобы следы не вели в Азербайджан».
Яман, по его словам, вышел из игры, практически даже не вступая в нее. Но для своих нанимателей он показывал «работу»: осваивался в Швеции, подбирал бригады «ремонтников», в общим входил в курс дел. Наниматели учили его, как надо действовать. Давали советы по слежке, показывали результаты работы других «бригад ремонтников».
Одну из работ группе расследователей NEWSROOM IN, занимающейся этим файлом, удалось полностью верифицировать. Собственно она и стала началом всего расследования.
Берлин, ноябрь 2022 года
21 ноября в ноябре 2022 года возле своего дома тремя неизвестными был избит азербайджанский блогер Орхан Агаев. Он был госпитализирован с травмами. Нападавшие говорили на азербайджанском языке. Орхан Агаев 23 ноября рассказал корреспонденту «Кавказского узла» подробности нападения. По его словам нападение произошло около полудня, когда он вышел из дома выбросить мусор.
«Я возвращался к подъезду и увидел, что ко мне приближается человек. Настигнув меня почти под нашим балконом, он сразу ударил меня кулаком, я упал на землю. Судя по силе удара, это наверняка был спортсмен. Повалив меня на землю, он подозвал на азербайджанском языке другого человека, чтобы тот побыстрее подошел. Они вместе стали меня бить: сначала они меня пинали, потом навалились на меня и стали бить по голове. Мне показалось, что они били не только кулаками, но еще чем-то тяжелым. Я увидел у одного из них в руках нож. Я кричал, звал полицию, и если бы не вышла на балкон моя жена, которая стала кричать и снимать это на видео, они, наверное, убили бы меня. Видимо, испугавшись шума и видеозаписи, они бросили меня и побежали. Поначалу я еще боль не сильно ощущал и смог встать, мы вызвали полицию», — сообщил Агаев.
Он предоставил «Кавказскому узлу» видео нападения, снятое, по словам блогера, его женой. Запись длится 11 секунд, на ней видно, как двое мужчин бьют лежащего на земле человека. У одно из нападавших в руках заметен предмет, похожий на нож. За кадром с ужасом кричит женщина, которая называет имя Орхан.


По словам Агаева, нападавшие не выдвигали ему никаких требований, не предлагали ему извиниться или не говорить чего-либо. «Возможно, у них была конкретная цель, и она заключалась в том, чтобы искалечить или убить меня», — предполагает он.
На 11 секундом видео, снятом супругой Орхана, специалисты NEWSROOM IN смогли определить, что одни из участников нападения делает видео. Обычно так делают, чтобы подтвердить выполнение работы перед заказчиком.
Рамазан Яман предоставил нашим журналистам убедительные доказательства, что за организацией этого нападением может стоять конкретный представитель спецслужб Азербайджана. Кроме переписки о слежке за избитым Орханом, он предоставил нам видео, снятое участником нападения вблизи. Видео Яману, по его словам, переслал его куратор — полковник Службы государственной безопасности Азербайджана Вугар Мухтаров.



(Когда мы попросили Орхана Агеева посмотреть видео, то он опознал себя и сказал, что, да, это съемки с того самого избиения).
Немецкая полиция, расследующая это дело, до сих пор ищет нападавших.
Это тебе за оскорбления Ильхама Алиева!
Наша группа расследователей изучила еще несколько нападений на граждан Азербайджана в европейских странах. Их объединяет единая схема исполнения и то, что преступления остатся безнаказанными.
На данный момент NEWSROOM IN известно только об одном случае, когда нападавшие были пойманы. Так в 2021 году французская полиция смогла найти и арестовать группу из 3-х напавших и жестоко избивших блогера Мирзали Мухаммада в городе Нант. Мужчины нанесли блогеру не менее 16 ножевых ранений, при этом кричали: «Это тебе за оскорбления Ильхама Алиева».
В других случаях полиции разных стран не смогла установить личности нападавших. Или не захотели?
Вопросы к полиции
Когда мы изучали по открытым источникам «файлы» потерпевших блогеров из Азербайджана, то обратили внимание на несколько совпадающих деталей:
⇝ Все они сообщали об угрозах в свой адрес до того, как происходило нападение. Они говорили об этом в своих соцсетях и в заявлениях в полицию тех стран, где жили.
⇝ Полиция их выслушивала. Но судя по тому, что нападения продолжаются уже 5 лет, полицейские не предпринимали активных действий для того, что остановить работу сети наемников — «ремонтников», действующих по указке из Баку.
Почему так вышло? Почему полиция не сочла убедительными слова журналистов и блогеров? Почему полиция не смогла выявить преступную схему, которая как под копирку происходила годами в разных странах? Вопросы, вопросы…
Они не хотят портить отношения с Азербайджаном?
Именно свидетельства и подтверждения схемы работы «ремонтников» и бакинского «прораба» и собирал Рамазан. Когда собрал, то передал их властям Швеции и попросил убежища. По словам Рамазана, возможно из Азербайджанского посольства в Швеции происходила координация бригад по преследованию оппозиции в Европе. Именно туда несколько раз приезжал главный «прораб» этих операций — «Дядя из Баку«.
Сославшись на Дублинское соглашение (Dublin Regulation), шведская сторона отправила Ямана просить убежища в Литву, потому что виза, по которой Рамазан находился в ЕС, была литовской.
Яман приехал в Литву и проделал процедуру во второй раз. Его поселили в Миграционный центр в Пабраде. Любопытно, что в тот момент его работодатели из Баку, еще не знали, что он вышел из игры. Они продолжали снабжать его информацией и даже привезли через посредников деньги в Вильнюс. Яман передал съемки этой встречи группе журналистов — расследователей, а также представителям литовских спецслужб и миграционной службе.
Яман был уверен, что литовские спецслужбы заинтересует эта история. Но странности начались еще на момент передачи информации через миграционный департамент. Его представители сказали Яману, что у них нет флеш-карты, которую он им передал, затем, что она потерялась. После настойчивых расспросов Рамазана, флэшка чудесным образом нашлась. После этого он общался с представителями литовских спецслужб (VSD). Они выразили заинтересованность, но спустя некоторое время в миграционный центр в Пабраде к Яману приехала представитель VSD и, по его словам, сказала, что Литва не хочет портить отношения с Азербайджаном.
Затем состоялся суд, который решил, что Рамазан Яман представляет угрозу национальной безопасности Литвы и его нужно выслать в Азербайджан.
Один из расследователей группы связался с адвокатом Ямана. Он ему сообщил, что решение суда будет обжаловано. Также на вопрос, какое основание было указано в документах суда, адвокат пояснил, что это была справка VSD. При этом адвокатам приоткрыли лишь часть этой справки. На ее основании (части справки), как сказал адвокат, нельзя ни выносит приговор, ни защищать клиента.
В открытой части справки говорится, что Рамазан Яман является угрозой национальной безопасности Литвы. На чем основано это мнение VSD — ни нашей группе, ни адвокатам — неизвестно
Что будет с Яманом?
NEWSROOM IN до публикации не обращался к VSD по делу Ямана. Департамент всегда стандартно отвечает журналистам, что они не комментируют конкретные дела. Мы надеемся, что после публикации они все-таки дадут своей комментарий.
Наши расследователи считают, что данные, которые предоставил Яман Рамазан в т.ч. и в VSD, являются важным свидетельством в деле безопасности жителей Евросоюза. И нам непонятно, почему Литва решила выдать Азербайджану важного свидетеля, который может остановить бригады наемников, калечащих, избивающих и запугивающих в Европе оппозиционных блогеров и журналистов из Азербайджана. Нам непонятно, почему литовский власти решили депортировать Ямана в Азербайджан, когда он сам категорически заявляет, что не хочет этого.
На наш вопрос: «Что вас ожидает на родине в случае депортации?», он ответил:
«Чтобы скрыть преступления, меня там убьют».
💎 P.S.: Незадолго до публикации статьи нам поступила информация, что Рамазан Яман сбежал сегодня из больницы в Пабраде, несмотря на то, что его доставили туда под надзором.
Возможной причиной этого поступка явилось ранее озвученное Яманом недоверие литовским государственным органам, что они смогут объективно разобраться в его ситуации.
Редакции неизвестно его нынешнее местонахождение. На связь с нами он не выходил. Мы внимательно будет следить за дальнейшими событиями.