Макрон и Путин возобновили диалог: Попытка посредничества на фоне меняющихся позиций

Президент Франции Эммануэль Макрон и глава России Владимир Путин 1 июля провели телефонные переговоры, длившиеся более двух часов. Этот контакт стал первым между лидерами двух стран с 11 сентября 2022 года и был посвящен двум ключевым темам: урегулированию российско-украинского конфликта и ситуации на Ближнем Востоке.

Согласно сообщению Елисейского дворца, Эммануэль Макрон «призвал к скорейшему установлению режима прекращения огня и началу переговоров между Украиной и Россией для прочного и долгосрочного урегулирования конфликта«.

В свою очередь, Кремль сообщил, что Владимир Путин, обсуждая ситуацию вокруг Украины, «напомнил, что украинский конфликт – это прямое следствие политики западных государств, которые на протяжении многих лет игнорировали интересы безопасности России, создавали на Украине антироссийский плацдарм, потворствовали нарушениям прав русскоязычных жителей, а теперь ведут линию на затягивание боевых действий, осуществляя подпитку киевского режима различными современными вооружениями«. Путин также «подтвердил принципиальные подходы к возможным договорённостям, которые должны носить комплексный и долгосрочный характер, предусматривать устранение первопричин украинского кризиса и опираться на новые территориальные реалии«.

Стороны договорились продолжить обсуждение этих вопросов.

Этот телефонный разговор Макрона и Путина можно рассматривать в более широком контексте усилий по поиску путей мирного урегулирования конфликта в Украине, в частности, на фоне посреднической активности Турции.

На недавнем саммите НАТО в Гааге президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что получил согласие бывшего президента США Дональда Трампа на участие в переговорах, если в них будет участвовать Путин.

Сам Трамп на том же саммите 25 июля, после встречи с Владимиром Зеленским, отметил: «Из встречи я вынес, что Зеленский хочет, чтобы это закончилось. Мне надо поговорить с Путиным, посмотрим, сможем ли мы это завершить. Это безумие, что на прошлой неделе погибли почти семь тысяч украинских и российских военных«. Трамп также выразил удивление поведением Путина, назвав его «человеком, который просто запутался», и выразил уверенность, что российский лидер «хотел бы договориться», поскольку «для него это полный бардак«.

Со своей стороны, Владимир Путин 27 июня подтвердил, что «открыт к контактам, ко встречам«, отметив, что такие встречи «нужно готовить, и по результатам мы должны выходить на какие-то новые рубежи сотрудничества«. (Стоит отметить, что аналогичные заявления о готовности к встрече с Трампом он делал и ранее, например, в феврале этого года, но без конкретных результатов).

Президент Украины Владимир Зеленский также неоднократно заявлял о готовности к переговорам и прекращению огня. Он лично посещал Турцию в мае для «прямых переговоров без всяких предварительных условий» по предложению Путина, однако сам глава Кремля на встречу не приехал.

В условиях открытого противостояния и практически полного отсутствия прямых контактов Европы и России на высшем уровне, инициатива президента Франции может рассматриваться как попытка прорвать дипломатический вакуум. Макрон, возможно, стремится прощупать почву для потенциальных мирных инициатив или же реагирует на общую риторику, в том числе со стороны США, о недостатке европейских лидеров, готовых вести диалог с Путиным.

В итоге, контакт с Россией со стороны Европы возобновлен, но фундаментальные препятствия для урегулирования, связанные с трактовкой причин конфликта и требованиями «новых территориальных реалий«, никуда не исчезли.

(Посредничество президента Сербии Александра Вучича, премьер-министра Словакии Роберта Фицо, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, которые симпатизируют Кремлю, никто всерьез не рассматривает.)