
Министр внутренних дел Германии Александер Добриндт инициировал острую дискуссию: готовы ли немецкие школьники к реальной войне или катастрофе? Отмечая разрыв между ощущением нарастающей гибридной угрозы и уровнем гражданской подготовки, министр предлагает внедрить в учебную программу обязательные уроки выживания. Эта инициатива ставит перед Германией главный вопрос: является ли это разумной мерой повышения жизнестойкости или опасной милитаризацией сознания со школьной скамьи?
Инициатива МВД: уроки угроз
В интервью изданию Handelsblatt Добриндт заявил: «Я предлагаю проводить в течение учебного года один спаренный урок с учащимися старших классов, на котором обсуждать возможные сценарии угроз и способы подготовки к ним«. По его мнению, обучение навыкам безопасности в условиях войны и кризисов должно стать неотъемлемой частью школьной жизни.
Это предложение отражает позицию федерального правительства и лично канцлера Фридриха Мерца, который ранее указывал на изменение геополитической обстановки: «Мы не находимся в состоянии войны, но и в мире уже не живем«.
Также инициатива Добриндта коррелируется с данными опроса общественного мнения, проведенного институтом Insa для издания Bild am Sonntag и опубликованного в сентябре 2025 года. Опрос показал, что 62% жителей Германии опасаются, что Россия в ближайшем будущем нападет на одну из стран НАТО, например Польшу или Литву.
Подготовка или пропаганда: разделение мнений
Предложение о внесении вопросов войны в школьную программу получило как поддержку, так и резкую критику.
В частности, глава Немецкого союза учителей Штефан Дюлль объяснилсвою позицию для DW так : «Если говорить честно, война уже давно пришла в классы… Министр Добриндт лишь указывает на то, что темы кризисов и войн должны обсуждаться в школах, потому что молодые люди имеют право на открытый и честный разговор о вещах, которые могут их коснуться«.
По его словам, обучение оказанию первой помощи, использованию огнетушителя, формированию запасов на несколько дней — несет практическую пользу. Это развивает «жизнестойкость» и способность «сохранять спокойствие» в стрессовых ситуациях. Но при этом он отмечает: «Немецкие школьные дворы — это не казарменные плацы«. По его убеждению, обучение стрельбе ни в коем случае не входит в задачу школ — этим должен заниматься бундесвер.
Оппозиционные партии восприняли инициативу резко негативно. Зампредседателя фракции Левой партии Николь Гольке заявила, что это «явная попытка нагнать страх» и «недопустимое нагнетание паники, особенно среди детей и подростков«.
Правопопулистская АдГ отреагировала еще резче, обвинив власть в стремлении к «военизированной гегемонии уже и над детскими кроватками«.
В целом, критики воспринимают предложения Добриндта как ползучую милитаризацию и внедрение военного дискурса в повседневную жизнь, начиная с системы образования. По их мнению, цель инициативы министра — сделать тему будущей войны «само собой разумеющейся«.
NEWSROOM IN напоминает:
☛ В сентябре этого года в Литве стартовал проект Airtech, направленный на развитие технологических и инженерных навыков у молодёжи через обучение управлению дронами. Министерство обороны Литвы тогда подчеркивало, что проект, напрямую связан с вопросами национальной обороны и гражданской готовности.
☛ В Польше с прошлого года проводятся занятия по огневой подготовке, призванные привить им «навыки стрельбы» и научить справляться «с угрозами, вызванными военными действиями, и основам тактического спасения«.