Европейская прокуратура расследует роль россиян в создании пограничной системы ЕС

Европейская прокуратура (EPPO) начала расследование обстоятельств, связанных с возможным участием сотрудников московского офиса французской IT-компании Atos в разработке электронной пограничной системы Европейского союза (EES). Об этом сообщили Financial Times два информированных источника

Сбор данных о посещающих страны ЕС иностранцах, включая биометрическую и личную информацию, а также статус визы. Контракт на разработку стоимостью €212 млн был заключен в 2019 году с Atos Belgium совместно с IBM Belgium и итальянской Leonardo.

По данным FT, лицензии на необходимое для EES программное обеспечение были приобретены через офис Atos Russia в 2021 году. «Основным» контактным лицом для покупки криптографических сертификатов у американской AppViewX была сотрудница московского офиса Atos Юлия Плавунова.

Atos Russia с 2016 года работала по лицензии, «выданной ФСБ» на «разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем».

Юлия Плавунова сообщила FT, что ушла из Atos в 2021 году и «не может раскрывать информацию, которая принадлежит бывшему работодателю». Она отметила, что Atos «предоставлял сотрудникам равные возможности для работы в разных регионах». «Быть россиянином не означает работать на ФСБ», — подчеркнула она.

EU-Lisa — агентство, реализующее проект EES сообщило FT, что «никаких нарушений безопасности выявлено не было», поскольку сотрудница Atos Russia «не имела доступа к ИТ-системам, конфиденциальной информации или помещениям EU-Lisa».

Еврокомиссия заявила о «полной уверенности в способности EU-Lisa управлять EES» и пообещала провести аудит безопасности системы перед ее запуском.

Стоит отметить, что в 2024 году Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) изучало обвинения в адрес Atos Russia, но не нашло оснований для начала расследования в рамках своих полномочий. В сентябре 2022 года Atos ушла из России.

Расследование EPPO должно пролить свет на эти вопросы и установить, имело ли место нарушение законодательства ЕС и правил безопасности.