Второй раунд переговоров Россия–Украина провалился: что дальше?

Второй раунд переговоров о прекращении войны между Россией и Украиной, длившейся почти неделю, завершился безрезультатно. Ни перемирия, ни даже конкретных договоренностей о следующей встрече достичь не удалось. Единственным итогом стали двухчасовые телефонные переговоры между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, после которых американский президент написал в соцсети: «Россия и Украина немедленно начнут переговоры о прекращении огня и, что еще важнее, о ПРЕКРАЩЕНИИ войны». Также мы узнали, что Путину Мелания Трамп нравится больше, чем сам Трамп.

А что с самой войной? Россия, как и раньше, продолжает бомбить Украину, гибнут люди. 

Несмотря на провал переговоров, европейские лидеры продолжают публично хвалить Трампа за «неустанные усилия по достижению перемирия» (высказывание Урсулы фон дер Ляен).

На протяжении многих месяцев Дональд Трамп неоднократно заявлял о своей способности быстро прекратить военный конфликт. Он уверял, что сможет разрешить ситуацию буквально в течение суток после вступления в должность президента. По словам Трампа, для прекращения боевых действий достаточно, чтобы Украина подписала соглашение о природных ресурсах. Он давал понять, что Владимир Путин из личного уважения к нему воздержится от атак на территории, представляющие экономический интерес для США. Американский политик также выражал уверенность, что личная встреча с российским лидером приведёт к немедленному соглашению о перемирии. Трамп представлял себя ключевой фигурой, способной единолично урегулировать конфликт благодаря своим особым отношениям с Путиным.

Может, американский лидер и правда верил, что всё пойдёт по его сценарию — хотя в это верится с трудом. При всей любви Трампа к соцсетевым перформансам, он всё же прагматик.

Европейские лидеры в душе тоже не верят в эту сказку, но публично продолжают подыгрывать: «да, ты — молодец», «только ты сможешь образумить Путина».

Честнее других оказались разве что ватиканский госсекретарь кардинал Пьетро Паролин да польский премьер Дональд Туск.

Паролин, комментируя стамбульский переговорный хаос, сказал: «Всё это трагично. Мы надеялись на начало мирного процесса, пусть и медленного. А оказались опять у разбитого корыта«.

Туск после тех же переговоров мрачно констатировал: «Российскую позицию сложно назвать конструктивной. Похоже, нас ждут крайне тяжёлые дни«.

Говоря о «тяжёлых днях», Туск явно имел в виду не только привычную российскую агрессию, но и странные переговорные зигзаги самого Трампа.

Россия утверждает, что готовит проект меморандума для следующего раунда переговоров с Украиной. При этом путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков отметил, что неизвестно, когда документ готов. По его словам, “сроков нет и быть не может. Понятно, что все хотят это сделать максимально быстро, но, разумеется, дьявол кроется в деталях”.

Украина тоже подготовит свое видение меморандума. После разговора Трампа и Путина 19 мая президент Украины Владимир Зеленский заявил, что  Украина не будет выводить войска со своей территории, как того хочет Россия. «Вопрос здесь не в президенте Трампе. Почему? При всем уважении, потому что это наша земля, наше государство, наша армия и наша независимость. Вопрос в том, на что может Украина себе позволить пойти, на что не может. Выводить наши войска с наших территорий никто не будет. Это конституционный долг мой, это обязанность наших военных защищать суверенитет и территориальную целостность Украины«, — сказал Зеленский.

Россия требует вывода украинских войск с четырех оккупированных областей (Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской), угрожая в случае отказа расширить список территориальных претензий.

Также она настаивает на отказе Украины от вступления в НАТО и любые военные союзы, на отказе получении западного оружия и на ликвидации украинского оборонного комплекса.

Власти Украины не раз заявляли, что готовы начать с полного прекращения огня.  

Также они требуют вывода российских войск из Харьковской области и части Николаевской, а также передачи Запорожской АЭС под международный контроль и отказываются от территориальных уступок. При этом предлагают заморозку боевых действий по текущей линии фронта.

Когда будет третий раунд переговоров и где он пройдет — неизвестно.