
В белорусском Министерстве обороны, кажется, решили переосмыслить само понятие «военной угрозы». В рамках готовящихся поправок к закону о военном положении, которые уже внесены в парламент, армия получит новые и весьма неожиданные основания для вмешательства. Теперь военным предписывается действовать не только в случае внешнего вторжения, но и в случае смерти Александра Лукашенко.
Когда смерть правителя признают военной угрозой
Новый законопроект появился в преддверии 5-летия масштабных протестных событий августа 2020 года, что, по всей видимости, не является совпадением. Новые поправки, по сути, призваны обезопасить систему от повторения подобных событий. Согласно законопроекту, смерть Александра Лукашенко будет считаться одним из оснований для введения военного положения. Как сообщает «Минская правда», это часть «условного сценария цветной революции«, который призван предотвратить «захват власти» и позволит армии вмешиваться во внутренние дела страны. Согласно новым положениям, смерть Александра Лукашенко будет считаться одним из оснований для введения военного положения.
Такое расширение полномочий, по мнению авторов закона, позволит Вооруженным силам Беларуси реализовывать «мероприятия превентивного характера по нейтрализации военной угрозы» и даже участвовать «в создании благоприятных условий в информационном пространстве«. Иными словами, армия теперь сможет не только сдерживать врагов на границе, но и следить за внутренней стабильностью и, возможно, за новостными лентами.
Внешние угрозы: От полка Калиновского до ударов по России
Не остались без внимания и внешние угрозы. Новый список потенциальных опасностей также был расширен. Теперь военное положение может быть введено из-за:
⇝ Перехода границы вооруженными формированиями, к которым, к примеру, относится полк имени Кастуся Калиновского — белорусское боевое формирование в составе ВСУ.
⇝ Развертывания у границы иностранных формирований.
⇝ Эскалации вооруженного конфликта на территории союзника — Российской Федерации, включая инфраструктурные атаки.
Наиболее примечательным пунктом является последний. Согласно поправкам, Беларусь получит право ввести военное положение даже в случае, если Вооруженные силы Украины нанесут удары по военным объектам на территории России, что, безусловно, значительно расширяет диапазон причин для вступления в войну.
Коалиционная война и прогнозы
Также вводится понятие «коалиционной войны» — в случае нападения на ОДКБ или Союзное государство Беларуси и России «коалиции враждебных стран«.
Поправки, разработанные Министерством обороны, уже внесены Совмином в парламент, где, как ожидается, пройдут без особых дискуссий.
NEWSROOM IN напоминает:
9 августа 2020 года Беларусь выбирала нового президента в условиях сильного противостояния оппозиционных сил во главе со Светланой Тихановской против команды Лукашенко.

Реальных результатов тех выборов мы не узнаем никогда, но по официальным данным, Лукашенко получил 80,1% голосов избирателей. Независимые организации «Голос», «Зубр» и инициатива «Честные люди», которые вели свой подсчет голосов и фиксировали нарушения на всех избирательных участках, доказали, что Тихановская победила Лукашенко в первом туре президентских выборов. Она набрала 56% голосов (3,0 млн) против Лукашенко — 36% голосов (1,8 млн), другие кандидаты — 10% (0,5 млн).
После объявления фальсифицированных результатов президентских выборов в Беларуси начались массовые протесты. Люди требовали объявить реальные результаты, проведения новых и честных выборов и освобождения политзаключенных. По данным ООН за 2022 год, за пять дней протестов, последовавших за президентскими выборами в Беларуси в августе 2020 года, были арестованы около 13 500 человек, в том числе 700 детей. Многие из задержанных подвергались продолжительным избиениям дубинками в транспорте, в отделениях милиции и следственных изоляторах. Также силовики применяли против мирных протестующих водометы, резиновые пули, слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
Светлана Тихановская была вынуждена уехать в Литву. Страну также были покинули тысячи людей, участвующих в протестах из-за угрозы репрессий. К концу 2021 года в белорусских тюрьмах по политически мотивированным обвинениям находились 969 человек. Далее эта цифра только продолжала расти. По последним данным, в Беларуси насчитывается около 1500 политзаключенных. Многие из них были осуждены на длительные сроки заключения за участие в протестах против режима Лукашенко или за критику власти. О судьбе многих политзаключенных мало что известно, т.к. их изолируют от общения с другими заключенными и родственниками. Недавнее счастливое освобождение 14 политзаключенных, среди которых был супруг лидера беларусской оппозиции Сергей Тихановский, позволило узнать редкие страшные подробности о жизни политзаключенных в тюрьмах. Напомним, их освобождение стало возможным благодаря усилиям дипломатов США и Дональда Трампа.