Саммит НАТО в Гааге: Украина как катализатор трансформации (Эксклюзив)

| Антониу Кошта, Владимир Зеленский и Марк Рютте на «Форуме оборонной промышленности НАТО» | Фото: NEWSROOM IN |

В рамках саммита НАТО в Гааге, который стартовал сегодня, проходит одно из важнейших мероприятий — “Форум оборонной промышленности НАТО» (NSDIF). Правительство Нидерландов называет NSDIF самой важной встречей между НАТО и бизнесом, целью которой является улучшение взаимовыгодного сотрудничества. 

В мероприятии приняли участие более 400 человек: министры обороны стран НАТО, представители оборонной промышленности, президент Европейского Совета Антониу Кошта и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, генеральный секретарь НАТО Марк Рютте и президент Украины Владимир Зеленский и др.

Специально для NEWSROOM IN  глава “Женевского центра по дипломатии и урегулированию конфликтов” Николай Волковский прокомментировал события Форума: 

Николай Волковский
| Николай Волковский на саммите НАТО в Гааге | Фото: NEWSROOM IN |

“Участвуя в саммите НАТО здесь, в Гааге, я вижу, что Альянс переживает глубокие преобразования, вызванные не абстрактной доктриной, а суровой реальностью Европы, находящейся в состоянии войны. Сегодняшний форум прошел в атмосфере ясности, срочности и, возможно, впервые, общего понимания того, что мы сейчас действуем в геополитической обстановке, в которой иллюзии развеяны.

Выступление президента Владимира Зеленского на “Форуме НАТО по вопросам обороны” стало определяющим моментом. Он не стал выбирать выражения. Он призвал государства-члены взять на себя обязательство направлять 5% ВВП на оборону — не в качестве жеста солидарности, а в качестве стратегической необходимости. Его предупреждение было недвусмысленным: без решительной поддержки Украины Россия вполне может напасть на одного из членов НАТО в течение пяти лет. Это было резкое заявление, но оно нашло глубокий отклик у всех присутствующих. Министры слушали не с вежливой дипломатией, а с осознанием того, что угроза не является теоретической — она разворачивается на наших границах.

Послание Зеленского было подкреплено аргументами генерального секретаря НАТО Марка Рютте, который выступил за промышленную и стратегическую мобилизацию всего Альянса. «Немыслимо, чтобы Россия превзошла нас по производству», — сказал он. Его концепция проста: увеличить коллективные расходы стран НАТО на оборону, выделив 3,5% на основные военные возможности и 1,5% на обеспечение устойчивости, кибербезопасность и гражданскую готовность. Подтекст был ясен: НАТО готовится к долгосрочному противостоянию, а не к сдерживанию.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подкрепила этот подход, выступив за большую гибкость в фискальных правилах ЕС, чтобы страны могли инвестировать в оборону, не подвергаясь санкциям из-за устаревших бюджетных ограничений. Ее выступление сигнализировало о значительном сдвиге в Брюсселе: признании того, что стратегическая автономия Европы требует соответствия ее ценностей средствам их защиты.

| Урсула фон дер Ляйен и Марк Рютте на «Форуме оборонной промышленности НАТО»
| Фото: NEWSROOM IN |

Между тем, голос Украины не был голосом наблюдателя — он был центральным. Зеленский не просто просил о помощи; он помогал определять условия будущего Альянса. От гарантий безопасности и закупок вооружений до сотрудничества в области киберзащиты и планирования послевоенного восстановления — Украина больше не просто просит принять ее в НАТО, она уже вносит свой вклад в его развитие.

Как президент Женевского центра дипломатии и урегулирования конфликтов и бывший советник украинского парламента, я наблюдал за быстрым изменением дипломатической позиции Украины в последние годы. То, что я увидел сегодня, подтверждает то, о чем многие из нас говорили давно: Украина — не периферийный партнер, а краеугольный камень европейской архитектуры безопасности.

Конечно, на фоне этого присутствует и внутренняя политика США. С приездом на саммит президента Трампа и неопределенностью в отношении будущих международных обязательств Америки европейские лидеры готовятся взять на себя более автономную роль в сфере обороны. Речь не идет об отходе от США, а о зрелости как участника оборонного процесса. И в этот исторический момент Украина стоит не за Альянсом, а рядом с ним.

Решения, принятые на этом саммите – как официальные, так и неофициальные – будут иметь долгосрочные последствия. НАТО больше не обсуждает вопрос о том, следует ли ему трансформироваться. Он трансформируется. И Украина не ждет, пока ей откроют дверь; она помогает укреплять дом изнутри.

Я покидаю сегодняшние встречи с осторожным оптимизмом. Не потому, что угрозы уменьшились – они не уменьшились. Но потому, что впервые за много лет Запад, похоже, говорит единым голосом и действует с стратегической ясностью. История не наблюдает за нами — мы ее создаем. И Украина находится в центре этой истории”.