Коротко по поводу нашумевшего текста Фариды Рустамовой и опроса Левады (см. картинку), показывающих большую и устойчивую поддержку войны с Украиной в России.
Мне кажется, что не следует переоценивать эти данные — они хорошо вписываются в популярный нарратив «народ России за войну», но как эмпирические результаты являются непроверенными и непроверяемыми. В то же время, я хочу сразу сказать — и очень чётко, что то, что данные «россияне поддерживают войну» ненадёжные и некачественные ни в каком смысле не означает, что «россияне против войны».
Это, уж если говорить строго, означает, что мы по-прежнему мало знаем о происходящем. Проще сказать, что не так с опросом Левады-центра, потому что одна проблема бросается в глаза настолько, что я даже не совсем понимаю, как такие опытные социологи могли так поступить. Вопрос сформулирован таким образом, что часть ответов на него является сейчас, в марте 2022, уголовным преступлением. Статья 20.3.3 КоАП РФ прямо говорит о незаконности «дискредитации использования Вооруженных сил РФ с целью защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.» (Хотя это административное правонарушение, за него может наступать и уголовная ответственность.) Эта статья активно и публично применяется.
В этой ситуации опрос, очевидно, испорчен — наличием тех, чьи ответы продиктованы страхом. Тот же феномен, на мой взгляд, «портит» (в смысле представительности выборки) анализ в статье Рустамовой — но тут это не проблема журналиста. Статья — работа высшего класса (без всякой иронии), проблема у всего подхода. У меня нет таких контактов, как у Фариды, в том числе с людьми, напрямую разговаривающими с Путиным, но есть контакты «на уровень ниже». По моему опыту, мнения, высказываемые в разговорах этими людьми, радикально отличаются от в зависимости от уровня доверия ко МНЕ. То есть те люди, которые мне доверяют, говорят одно — как они лично боятся оказаться под санкциями, как боятся, что их остановят на границе, даже если они придумают отпуск или поездку к родителям, и т.п. А те люди, которые мне НЕ доверяют, выдают какую-то стандартную логику, хорошо описанную Рустамовой. (Я месяц назад описывал один такой разговор. За месяц поменялись некоторые формулировки — взятие Киева за неделю исчезло, но смысл тот же.)
Однако ещё раз — то, что, на мой взгляд, ни статья Рустамовой, ни опрос Левады-центра НЕ говорят о поддержке войны россиянами, НЕ означает, что они её не поддерживают. Логически, тот факт, что у нас нет доказательства, не означает, что теорема не верна.
Отрицательное отношение к войне и недоверие к Путину и правительству можно уловить в следующем. Репрессии резко усилились — арестовывают и штрафуют за слова «мир» и «нет войне»; усиление репрессий — стандартный признак недовольства. Граждане говорят о доверии президенту и правительству, и, совершенно очевидно, НЕ доверяют ему, когда речь идёт о долларе и продуктах. Судя по резко выросшим ценам, массовым закупкам сахара и предметов гигиены, население адекватно реагирует на происходящее, а не доверяет словам президента и правительственной информации. В разы выросли просмотры независимых СМИ и подкастов (больше, чем была аудитория закрытых Эха и Дождя). Это мелочь, но миллион человек подписал петицию против войны, тысячи — разные письма ученых, выпускников, студентов, в том числе люди и вполне статусные. Десятки известных деятелей культуры, искусства, науки выступили против войны. И, например, антивоенный, антипутинский Инстагра-пост рэпера Noise MC 11 марта лайкнули (не просмотрели, лайкнули) 655 тысяч человек! Один пост одного 24-летнего рэпера — то есть лайки НЕ из той категории, которая подписывала письма профессоров и академиков.
Интересный феномен также наблюдается на мега-популярных спортивных сайтах. Комментарии и лайки там — дело сложное, потому что трудно бывает вычленить работу ботов, но у меня такое впечатление, что огромную роль для реакций играет фрейминг. Скажем, на новость «президент заявил о том, что исключение российских спорстменов повысит качество российского спорта» будет, до прихода ботов, огромная волна хейта против Путина. А на новость «американский комментатор заявил, что так российским спортсменам и надо», будет волна хейта против комментатора и без всяких ботов. Эти ненаучные наблюдения хорошо бьются с тем, с чего начал — выглядит так, что фрейминг, то, как и кем задаются вопросы, играет огромную роль в формировании нынешних результатов. Которые ценят или не ценят не за качество, а потому, насколько они вписываются в нужный нарратив.